ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ЧАСТЬ IV
Утверждение законодательства и системы образования в области здравоохранения
1762-1810
Немецкая принцесса становится русской императрицей
Оспенная инфекция свирепствовала в России еще до семнадцатого века, то затихая, то проявляясь снова. Возможно, ее занесли в страну иностранцы. Крестьяне Казанской губернии растирали оспенные струпья в порошок, вдыхали его, и затем парились в бане. После искусственного введения инфекции болезнь протекала легче.
В России вакцинацию против оспы стали практиковать в середине 18 века. Впервые это было сделано в Дерпте в 1756 году, а затем в других городах империи. Требовалось большое мужество и поддержка общества, чтобы внедрять эту медицинскую процедуру. Императрица Екатерина Великая сыграла огромную роль в претворении вакцинации в российскую жизнь. Чтобы дать пример подданным, она решилась пройти вакцинацию сама и вакцинировать своего сына Павла. Екатерина попросила Лондонское медицинское общество прислать ей самого лучшего врача. Томас Димсдейл принял приглашение русской императрицы и приехал в Россию в 1768 году. Вакцинация от оспы была узаконена в России в 1770 году и отражена в «Полном собрании российских законов».
Первая вакцинация против оспы по методу Дженнера была сделана в России в 1801 г. профессором Московского университета Е. О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который с легкой руки императрицы Марии Федоровны получил фамилию Вакцинов.

Конный портрет Екатерины II
холст масло, 1762, Датский художник (россика) Эриксен В. (1722-1782), Фотограф - М.К. Лагоцкий. Идентификатор ГМЗ «Петергоф»: КП 7697 ПДМП 880-ж.
© The Peterhof State Museum-Reserve, 2021
Прогресс в медицине привел к изменениям в управлении страной
Во время правления Екатерины Великой (урожденной принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербст-Дорнбург, годы правления 1762-1796), начинания в политике здравоохранения, заложенные ее предшественниками, получили новое развитие. Она продолжила приводить в порядок систему здравоохранения в стране. Россия все больше и больше полагалась только на свои собственные силы в плане обучения профессионалов-медиков.
Императрица ввела серьезные изменения в управлении делами медицины в России. В 1763 году Медицинская канцелярия была реорганизована в Медицинскую коллегию и ее полномочия были расширены. Екатерина ввела Присутствие (коллегию, совет директоров) с условием непременного участия в нем доктора медицины. В 1764 году Медицинской коллегии было дано право присваивать звание «доктора медицины», хотя коллегия редко этим правом пользовалась.

Губернские приказы общественного призрениябыли созданы во всех провинциях России в 1775 году. Приказы, которые были созданы с целью надзора за вопросами медицины в сельской местности, состояли из представителей всех сословий. В их обязанности входило учреждение сиротских приютов, домов призрения, больниц и аптек. Все эти организации контролировались Медицинской коллегией.

В 1786 году две действующие медицинские школы были отделены от больниц и превращены в независимые медико-хирургические школы. Это были школа Бидлоо и школа при Морском и сухопутном госпитале в Петербурге. Они получили право учить своих собственных студентов и «вести их до звания доктора» вместе с Московским университетом. До этого такое право имела лишь Медицинская коллегия. В 1798 году, спустя 12 лет, медико-хирургические школы Москвы и Петербурга были переименованы в Императорские медико-хирургические академии. Московская медико-хирургическая академия просуществовала до 1804 года. 45 студентов, обучавшихся там, были переведены в Императорскую медико-хирургическую академию в Петербурге. Все медицинские инструменты и библиотека также были перевезены в Петербург.

Императорская медико-хирургическая академия в Санкт Петербурге

рисунок пером и тушью, 2019, художник Маргарита В. Апраксина, Санкт-Петербург.

© Частное собрание, воспроизведено с разрешения

В конце восемнадцатого века в России было два центра медицинской науки: Медико-хирургическая академия в Петербурге и Медицинский факультет Московского университета. Московский университет специализировался на общей патологии, терапии и физиологии, в то время как Медико-хирургическая академия занимала ведущую позицию в развитии анатомии, топографической анатомии и хирургии.
На рубеже девятнадцатого века в России был большой разрыв между учеными медиками, применявшими экспериментальный метод исследований, и практикующими докторами. Последние все еще полагались на народную медицину.
После смерти Екатерины ее сын Павел I (годы правления 1796 – 1801), и затем два его сына, Александр I (годы правления 1801-1825), и Николай I (годы правления 1825-1855) продолжили реформы своих предшественников. В 1801 году император Александр I, наследовавший Павлу I, провел масштабные реформы здравоохранения. Он закрыл Медицинскую коллегию и учредил Министерство внутренних дел в 1802 году. Управление гражданской медициной, и, в числе прочего, медицинский и санитарный контроль, вошли в зону ответственности Министерства внутренних дел. Управление медицинским образованием было передано Министерству народного просвещения. Военная медицина перешла в ведомство Министерства обороны.

Портрет императора Александра I (1777-1825)
Английская школа, холст, масло, 1826 г., художник Доу Д. (1781-1829) Фотограф - В.С. Королев. Идентификатор ГМЗ «Петергоф»: КП 6584 ПДМП 755-ж.
© The Peterhof State Museum-Reserve, 2021

В правление императора
Александра I, и далее Николая I, экономика России продолжала развиваться, давая возможность увеличить число учреждений высшего образования с медицинскими факультетами.

Развитие русской экономики в первой половине девятнадцатого века сделало возможным появление большого числа учреждений высшего образования. К 1860 году в России было восемь университетов. Некоторые университеты открыли медицинские факультеты, например, в городах: Дерпт (ныне – Тарту, 1802), Вильнюс (1803), Казань (1804), Харьков (1805), Киев (1841).
Согласно университетскому уставу от 1804 года, университеты имели право на автономию (выборы ректоров, деканов, профессоров и т.д.) Некоторые университеты несли в мир прогрессивные демократические идеалы, и правительство активно боролось с распространением свободолюбивых идей в учреждениях высшего образования. В 1820 году правительство объявило о ревизиях в университетах. Ревизия в Казанском университете привела к закрытию анатомического театра и музея, и вскрытия трупов более не разрешались. Все анатомические образцы были разбиты до неузнаваемого состояния и захоронены с церковным обрядом.

Портрет Николая I на фоне Александрии
русская школа, холст масло, 1849, художник Ботман Е.И. (1821-1891), Фотограф - В.С. Королев. Идентификатор ГМЗ «Петергоф»: КП 8311 ПДМП 929-ж.
© The Peterhof State Museum-Reserve, 2021
Факты и цифры
В семнадцатом и восемнадцатом веках между Россией и Нидерландами были налажены тесные связи в области медицины. Многие голландские врачи приехали работать в Россию, занимали очень высокие должности на российской медицинской службе и способствовали развитию медицинских услуг и медицинского образования.

Численность цирюльников-хирургов и страны,

в которых они получили медицинское образование, во время правления различных русских государей.

© Частное собрание, воспроизведено с разрешения

В частности, Лейденский университет внес выдающийся вклад в развитие медицины в России. Всего шесть докторов медицины были членами Академии наук, семь - профессорами медицинских наук и более тридцати - просто докторами медицины. Все они на определенном этапе своей карьеры окончили Лейденский университет или получили докторскую степень.

Численность докторов медицины (включая профессоров) и страны,

где они получили высшую медицинскую ученую степень, в годы правления разных русских государей.

© Частное собрание, воспроизведено с разрешения

Примерно 130 лет (со времени петровских реформ) понадобилось, чтобы Россия выстроила независимое медицинское образование. К началу девятнадцатого века в России было уже 1519 докторов и хирургов-цирюльников с русскими корнями. 422 человека из них служили в армии, 128 – во флоте, и 879 работали в госпиталях и медицинских приказах.

Правители России, начиная с Петра Великого, заложили основы и создали условия для реформы здравоохранения. Но, доктора сами должны были возводить «здание» системы здравоохранения, и наполнять его мебелью. Самое главное, «здание» нуждалось в ключевых руководящих фигурах - медиках-профессионалах с большим опытом работы.
Дальнейшее развитие медицинской науки

Императорский Дерптский Университет. В книге: Л. Хёфлингер, Тартуский Альбом, 1860

© Тартуский художественный Музей

Оба брата, Александр I и Николай I, стремились к независимости от иностранных докторов. Они понимали: будучи великой европейской державой, Россия не могла себе позволить отстать от Европы после победы над Наполеоном в 1812 году. Император Николай I (годы правления 1825-1855) даровал возможность талантливым студентам разных факультетов российских университетов возможность учиться за границей. Молодые люди, предварительно отобранные профессорами своих университетов, должны были сдать вступительный экзамен. Те, кто его успешно сдавал, ехали учиться в Императорский Дерптский университет (ныне — Тартуский университет в Эстонии), стипендия выделялась императором. В Дерпте студенты получали степень доктора наук. Дерптский университет считался в ту эпоху одним из лучших высших учебных заведений в немецкоязычном регионе и в Европе и в России. Целью обучения студентов в Дерпте и их последующей двухгодичной стажировки в зарубежных университетах Европы была подготовка к службе в департаменте Министерства народного просвещения и к занятию профессорской кафедры в университетах на родине. Первая группа талантливых студентов прибыла в Дерпт в 1828 году. Среди них был Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Еще тридцать лет понадобилось, чтобы поднять уровень медицины в России на высоту развитых европейских стран, и в этом развитии русской медицины Пирогов сыграл ключевую роль.
Made on
Tilda