ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ЧАСТЬ III
Наследники Петра Великого
1725-1762
Правители и врачи объединяются для улучшения здравоохранения
Двухвекторная политика в сфере медицинского образования, которую начал Петр Великий, продолжилась до третьей четверти 18 века. Даже императрица Екатерина Великая (годы правления 1762-1796) частично следовала этому петровскому принципу.

В течение 18 века 46 русских (или русских с иностранными корнями) студентов обучались в Лейдене, где они получили звания докторов медицины. Из всех выпускников, три обучались там до назначения Германа Бургаве, 11 – во время Бургаве и 32 – после его смерти. Герман Бургаве был профессором ботаники, медицины и химии в Лейденском университете. Будучи ректором университета, Бургаве встречался с Петром Великим в 1717 году. Все студенты, окончившие Лейденский университет, впоследствии занимали высокие посты в России и сыграли ключевую роль в развитии медицины. Все они поддерживали связи со своими лейденскими преподавателями и предлагали им важные должности при дворе либо в Императорской академии наук. Например, из четырех архиятеров и четырех директоров Медицинской канцелярии, назначенных с 1716 по 1763 годы, четверо были выпускниками Лейденского университета.

Портрет Германа Бургаве (1668 – 1738)
голландского врача, ботаника и химика. Профессор и Ректор Магнификус Лейденского университета. Холст, масло, художник Корнелис Троост, 1735. © Rijksmuseum Boerhaave, Leiden, Инв.№.: P02634.
В общественном достоянии.
Императорская академия наук
После смерти Петра его деяния продолжила супруга, императрица Екатерина Первая (годы правления 1725-1727). Первое заседание Академии наук состоялось 27 декабря 1725 года, в присутствии императрицы. Два года прошло со времени учреждения до официального помпезного открытия Академии 27 декабря 1726 года. В структуру
Академии входила, в частности, гимназия, в которой обучались будущие студенты, а также университет, имевший три факультета (юриспруденции, медицины и философии). Согласно составленному Петром и одобренному Сенатом за год до смерти императора документу об учреждении Академии наук за нею были закреплены библиотека и Кунсткамера.

Первым президентом Академии наук был назначен Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (1692-1755). Он был лейб-медиком Петра Первого и последующих правителей. Блюментрост учился в Лейденском университете. В 1726-1727 годах в Россию приехали более опытные доктора, впоследствии ставшие членами Академии.

Портрет Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста
придворного врача Петра I и его преемников. Первый президент Императорской Академии наук.

Портрет Йоганнеса Деодатуса Блюментроста
ставшего президентом Медицинской канцелярии (Министерства здравоохранения). Старший брат Лаврентия Блюментроста.


Среди них был и старший брат Лаврентия Блюментроста Иоганн Деодатус Блюментрост (Иван Лаврентьевич Блюментрост, 1676-1756), который стал президентом Медицинской канцелярии (в современном понимании – министерства здравоохранения). Он также был выпускником Лейденского университета
Роль врачей, получивших образование в Нидерландах
Университет, входивший в состав Академии Наук, принимал студентов, окончивших гимназию (также входившую в состав Академии).
Кроме этого студентами Университета становились выпускники духовных училищ, где преподавали латынь. Им назначалась стипендия. Латынь была необходима, так как на ней преподавали приглашенные из-за границы профессора. В состав университета входили библиотека, коллекция редкостей, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад.

Авраам Каау-Бургаве, младший племянник Германа Бургаве, стал членом Императорской академии наук в Санкт-Петербурге в 1744 году.

Портрет Аврахама Каау-Бургаве
профессора анатомии и физиологии Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Самый младший племянник Германа Бургаве.
В это время он еще имел врачебную практику в Гааге. В 1746 году он приехал в Санкт-Петербург, где сначала занял пост в Адмиралтейском госпитале. В 1746 году Авраам был назначен профессором анатомии и физиологии. Он окончил Лейденский университет, и там среди прочих с удовольствием посещал лекции своего дяди Германа Бургаве. Авраам Каау-Бургаве скончался в России в 1758 году. Его наследие – восемь рукописей и небольшая коллекция препаратов, представляющих аномалии развития организма.

Помимо восьми рукописей, Абрахам Каау-Бурхаве оставил после себя небольшую коллекцию заранее подготовленных анатомических аномалий.

Эти два оригинальных рисунка выкидыша были сделаны Абрахамом Каау-Бургаве. Они находятся в основной библиотеке Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова.

© Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова

Подготовка к этому уродству Аврагама Каау-Бургаве находится в «Кунсткамере».

©Музей антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Также другие известные голландские профессора из Лейдена были приглашены в качестве членов Императорской Академии наук, но они не всегда принимали предлагаемые им посты. Герман Бургаве отклонил приглашение императрицы Анны Иоанновны. Также Бернард Зигфрид Альбинус и Иеронимус Давидес Гаубис поблагодарили за приглашение, но отклонили его.
Одним из первых русских, получивших пост профессора анатомии в Академии наук, был Алексей Протасов. Сначала он учился в Лейдене, а затем изучал анатомию в Императорской академии наук. Он специализировался в этом предмете, и его учителем и меценатом был Авраам Каау-Бургаве. Другим русским академиком стал Михаил Ломоносов. Он занял должность профессора химии. Ломоносов учился в Марбурге, в Германии. Он подал идею основания Московского университета. Ломоносов разработал проект первого университета в России в 1754 году. Свои предложения по структуре и учебному плану Университета он изложил в письме И. И. Шувалову, камергеру императрицы.

В 1754 году ему пришла в голову идея основать в Москве первый русский университет. В письме к графу Шувалову, любимому камергеру императрицы, он предложил структуру и программу обучения.

Портрет Михаила Васильевича Ломоносова
профессора химии Академии наук в Санкт-Петербурге.
Инв.№. ЭРЖ-2646. Фотографы - Владимир Теребенин, Леонард Хейфец.
© Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург, 2021
Основание первого независимого университета
Императрица Елизавета Петровна (годы правления 1741-1762), дочь Петра Великого, последовала совету М. В. Ломоносова. 24 января 1755 года появился указ императрицы об учреждении Московского университета. Университет возглавлял Совет попечителей и два куратора. Камергер Иван Иванович Шувалов, фаворит императрицы; и Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, президент Академии наук. Пост директора (позднее переименованный в ректора) занял Алексей Михайлович Аргамаков, член городской думы. Среди первых профессоров были как русские, так и россияне с иностранными корнями. Они проходили обучение в школе Бидлоо или в Университете Академии наук и получили степень доктора медицины в Лейденском университете.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709 – 1761)
холст масло, 1760, Французская школа, Ван Лоо К. (1705-1765), Фотограф - В.С. Королев, Идентификатор ГМЗ «Петергоф»: ГМЗ Пф КП 6902 ПДМП 858-ж.
© The Peterhof State Museum-Reserve, 2021
Вид на Московский университет со стороны реки Неглинки.
После пожара 1812 года здание было перестроено архитектором Жилярди.

https://to-name.ru/historical-events/mgu.htm. В общественном достоянии


Титульный лист диссертации Семена Григорьевича Зыбелина
первого русского профессора медицинского факультета Московского университета. Он получил докторскую степень в Лейденском университете в 1764 году.
В общественном достоянии
Семен Герасимович Зыбелин был первым профессором медицинского факультета Московского университета. Он окончил факультет философии Московского университета в 1758 году. Впоследствии он некоторое время учился в Императорской академии наук, но степень доктора медицины получил в Лейдене в 1764 году. Зыбелин читал курс теоретической медицины в Московском университете. Было назначено несколько преподавателей медицины, среди них Михаил Скидан, Федор Курилка, Федор Политковский. Они все получили степени докторов медицыни в Лейденском университете и обеспечили постоянный приток образованных доторов в России.
Португалец Антонио Нуньес Рибейро Санчес был выпускником лейденского университета и учеником Германа Бургаве. Санчес был назначен личным врачом императрицы Анны Иоанновны (годы правления 1730-1740). По его рекомендации Герман Каау-Бургаве, старший племянник Германа Бургаве, был приглашен на должность придворного врача императрицы. Герман Каау-Бургаве принял приглашение и приехал в Петербург с семьей в конце 1741 года.
В 1744 году Герман Каау-Бургаве стал членом Государственного совета. 7 декабря 1748 года императрица Елизавета Петровна (годы правления 1741-1762) назначила его членом Тайного совета, как первого личного врача и директора Медицинской канцелярии. Он скончался в Москве 7 октября 1753 года, и по приказу императрицы его тело было погребено в усыпальнице Старой голландской церкви. Останки Германа Каау-Бургаве были перемещены на кладбище в Москве 20 мая 1815 года, когда Старую церковь перенесли.

Портрет Германа Каау-Бургаве
был первым личным врачом Елизаветы Петровны и генеральным директором Медицинской канцелярии. Он был старшим двоюродным братом Германа Бургаве.
Библиотека Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге,
ныне Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова.

© Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова

Павел Захарьевич Кондоиди (1710-1760), был родом из Греции, приехал в Лейден из России изучать медицину. Он был учеником Германа Бургаве. Кондоиди закончил университет со степенью доктора медицины в 1733 году. По возвращении в Россию, он сначала работал в должности военного врача, а затем – генерал-штаб-доктора. Будучи почетным членом Императорской академии Наук он сменил Германа Каау-Бургаве на посту директора Медицинской канцелярии. Эту пост Кондоиди занимал с 1753 до своей кончины в 1760 году. В бытность главой канцелярии, он внедрил в медицинское образование программу обучения продолжительностью в семь лет и новый порядок экзаменов. Медикам стали преподавать физиологию, акушерство, женские и детские болезни. Другим его достижением было учреждение первой в России медицинской библиотеки в 1756 году.

Портрет Павла Захариевич Кондоиди
Будучи учеником Германа Бургаве, он получил докторскую степень в Лейденском университете в 1733 году. В 1753 году он был назначен генеральным директором Медицинской канцелярии.
Дальнейшая профессионализация медицины
Императрица Елизавета Петровна (годы правления 1741-1762) издала в 1756 году указ, согласно которому лишь доктора, сдавшие квалификационный экзамен и официально зарегистрированные в Медицинской канцелярии, имели возможность практики. Отныне было строго запрещено поставлять какие-либо лекарства для приема внутрь без подписи квалифицированного доктора. «Народным знахарям» без квалификации было запрещено оказывать медицинские услуги. Медицинская канцелярия разделяла иностранных врачей с научной степенью доктора медицины и докторов, набравшихся знаний только на практике. Первые были врачами, которые завершили постдипломное обучение и защитили научную диссертацию после периода практики. Вторая группа называлась «хирурги-цирюльники». Это же разделение отражалось на их зарплатах.
Учреждение школ акушерства
Петр Великий, по совету Николая Бидлоо, повелел пригласить из-за границы на службу в Россию не только цирюльников-хирургов, но и акушерок. В 1711 и 1718 годах две подготовленные акушерки работали в России. Одна из акушерок сопровождала немецкую принцессу, супругу царевича Алексея. Другая акушерка была голландкой по фамилии Ван Хузен. Ее высоко ценили и голландские правящие круги и многие иностранцы.
Две акушерки наблюдают за родами в Северой Европе. Два века спустя ситуация практически не изменилась.
«Rosengarten» Евхариуса Рёсслина, напечатанный в 1513 г., сопроводительный текст Густава Кляйна, Карла Куна, Мюнхен, 1910 г.
https://wellcomecollection.org/works/yyt22dnj В общественном достоянии
Николай Бидлоо, помимо руководства госпитальной школой имел и акушерскую практику. Он работал вместе с супругой капитана Энгельбрехта в течение 20 лет. Она прошла обучение в Амстердаме, по всей вероятности, у Фредерика Рюйша. Рюйш был не только анатомом, - 1668 году он был назначен «лектором для акушерок» в Амстердаме. Его задачей было организовать обучение акушерок. С 1679 года Амстердамские акушерки были обязаны посещать его классы, чтобы усовершенствовать свои знания. В Нидерландах акушерка, чтобы начать практику, была обязана сдать экзамен. Капитанша Энгельбрехт на протяжении своей карьеры помогла появиться на свет более чем 1500 детям в Амстердаме, Москве и Санкт-Петербурге. Она знала науки, была начитана и обладала познаниями в анатомии. В 1740 году, по указу Анны Иоанновны, мадам Энгельбрехт была назначена придворной акушеркой в Петербурге. Мотивацией этого назначения послужило рождение мальчика – будущего младенца-императора Ивана VI (Иоанна Антоновича).

До середины 18 века повивальные бабки, принимающие роды, не проходили профессионального обучения. Это изменилось в правление Елизаветы Петровны (1741-1762). С 1751 года Елизавета Петровна предприняла первые шаги к организации школ акушерства в Москве и Петербурге. Вместе со своим министром здравоохранения Павлом Кондоиди Елизавета в 1754 году издала указ о создании достойной акушерства на благо общества. В 1757 году в Москве и Петербурге были созданы школы акушерства, которые готовили профессиональных акушерок и их помощниц.
Эпидемии во все времена
Чума, также известная как Черная смерть, проявлялась в России с 14 века. Эпидемия наступала волнообразно. Помимо чумы, происходили вспышки проказы, сифилиса (венерическое заболевание), оспы и кори. Принимались меры предосторожности, чтобы защититься от ужасной чумы. Петр Великий устанавливал армейские заставы на дорогах, чтобы останавливать движение и торговлю, под страхом смертной казни. Эти же меры распространялись на торговлю с заграницей, даже несмотря на остановку торговых связей. Также вводился карантин, нарушение которого каралось смертной казнью. Путешественников останавливали, допрашивали и осматривали. Одежду больных людей сжигали. Все остальное имущество и дома должны были проветривать в течение двух недель, и затем окуривали полынью еще три дня. Целые города бросались разоренными.
Чумный доктор, Фотограф - Кирилл Беляцкий, 2021

© Из собрания Военно-медицинского музея, Санкт-Петербург

Когда в 1737 году возникла угроза эпидемии чумы, императрица Анна Иоанновна, в сотрудничестве с Медицинской канцелярией, приняла экстренные меры, но полностью остановить распространение болезни оказалось невозможно.

Свой вклад внесла и Елизавета Петровна. Она издавала указы о предотвращении заражения и уменьшении смертности от оспы. В 1755 году она назначила доктора медицины и двух хирургов лечить и излечивать оспу и корь, а также другие болезни с проявлявшимся пузырьковым лишаем. В последующие годы были предприняты активные меры борьбы с оспой посредством вакцинации. Императрица предпринимала энергичные меры и против эпидемии среди животных, вспыхнувшей в 1756 году. Императрице в этом помогал профессор Аврааму Каау-Бургаве, который работал в Академии наук. Он расширил предпринимаемые меры, базируясь на своих научных находках, сделанных им в Нидерландах. Вскрытия тел животных показывали, что их печень и селезенка были воспалены. Он выписал лекарства и назначил меры лечения, возможные в те времена.
Made on
Tilda